🔎 Версия для слабовидящих

Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Регистрация

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия
г.Узловая Тульской области




МБОУ гимназия ВКонтакте


Экокарта Тульской области


Сетевой Город. Образование



 

Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

Министерство просвещения
Российской Федерации





 




 

ПРАВИЛА  ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

 

Учащийся имеет право:

  • 1. Проявлять собственную активность в приобретении знаний и умений с использованием всех возможностей школы.
  • 2. Проявлять инициативу.
  • 3. Участвовать во внеклассных и внешкольных делах.
  • 4. Представлять школу в конкурсах, смотрах, соревнованиях в соответствии со своими умениями и возможностями.
  • 5. Отдыхать в перерывах между уроками.
  • 6. На общественную помощь в необходимых случаях.
  • 7. На заблаговременное уведомление о сроках и объемах письменных контрольных работ и зачетов; в течение одного дня может быть проведена только одна контрольная или зачетная работа, в течение недели - не более трех.

 

 

Учащийся обязан:

  • 1. Считать урок неприкосновенным временем для получения знаний, беречь каждую минуту урока, не шуметь, не отвлекаться самому и не отвлекать товарищей.
  • 2. Вести себя в любой ситуации тактично, скромно, корректно, разрешая спорные вопросы в уважительном диалоге.
  • 3. Полностью использовать время, предназначенное для обучения, прилежно работать над расширением своих знаний, систематически готовиться к занятиям в школе, участвовать в выбранных им дополнительных и внеклассных занятиях.
  • 4. Действовать на благо школьного коллектива, заботиться о чести и поддержании традиций школы, её авторитета.
  • 5. Достойно, культурно вести себя в школе и за её пределами, заботиться о красоте родной речи.
  • 6. Иметь хороший внешний вид - визитная карточка ученика. Ежедневный стиль одежды - деловой. Девушки: брючный костюм или пиджак с юбкой. Юноши: костюм, опрятные прически.
  • 7. Проявлять уважение к учителям и к другим работникам школы, подчиняться указаниям и распоряжениям директора школы, педагогического совета, учителей, а также постановлениям классного и школьного самоуправления; споры решать только на принципах, определенных Уставом школы.
  • 8. Придерживаться правил общественного общежития, особенно:
   - проявлять уважение к взрослым и одноклассникам;
   - оказывать сопротивление грубости и вульгарности;
   - уважать свободу и достоинство другого человека;
   - обращаться друг к другу по имени;
   - исправлять причиненный собой вред;
   - не устраивать драки в школе и на её территории.
  • 9. Заботиться о безопасности собственной жизни и жизни своих товарищей: не курить, не употреблять алкогольных напитков, наркотиков, не приносить в школу и на её территорию огнеопасные вещества и токсичные яды.
  • 10. Заботиться об имени школы, её эстетическом виде, стараться поддерживать в чистоте и порядке  территорию школы.
  • 11. В общественные места (столовая, актовый зал) входить без рюкзаков, сумок и верхней одежды.
  • 12. Участвовать в производственном труде и в самообслуживании.
  • 13. Соблюдать правила личной гигиены, быть аккуратным, опрятным. Соблюдать режим дня.
  • 14. Соблюдать правила дорожного движения, быть осторожным в обращении с огнём, газом, электронагревательными приборами. Строго соблюдать правила техники безопасности.

     

ПРАВА РЕБЕНКА В ШКОЛЕ

Какие права связаны с правом на образование?

     Право на образование следует рассматривать как совокупность прав:

1) на выбор образовательного учреждения или образовательной программы;

2) на получение образования в соответствии с установленными стандартами;

3) на обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребен­ка;

4) на уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения;

5) на обучение, осуществляемое на современной учебно-мате­риальной базе;

6) на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, а на конкурсной основе - среднего профессионального, высшего профессионального обра­зования в государственных и муниципальных образовательных уч­реждениях;

7) на обеспечение учебной литературой из фондов школьных библиотек;

8) на добровольное участие в трудовой деятельности по благоуст­ройству школы;

9) на получение дополнительных (в том числе платных) обра­зовательных услуг;

10) на социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь в процессе образования;

11) на равные права с другими при поступлении в образо­вательные учреждения следующего уровня;

12) на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или начального профессиональ­ного образования;

13) на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей;

14) на оставление общеобразовательного учреждения до полу­чения основного общего образования, по достижении возраста 15 лет, с согласия родителей (лиц, их заменяющих) и органа управ­ления образованием;

15) на продолжение образования в образовательном учреждении получающих образование в семье при условии положительной ат­тестации и решения родителей, либо лиц их заменяющих, на любом этапе обучения;

16)  на перевод в другое образовательное учреждение, peaлизующее образовательную программу соответствующего уровня, I при согласии этого учреждения и успешном прохождении учащимся аттестации;                                                                                   

17)  на участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его уставом;

18)  на уважение и свободное выражение мнений и убеждений обучающимся;

19) на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются уставом и локальными актами образовательного учреждения.

 

Имеют ли право родители потребовать, чтобы было оценено со­ответствие государственным стандартам качества обучения и пи­тания детей, которые они получают в школе, интернате и т. д. ?

Да, имеют.

 

Каким образом должна поддерживаться дисциплина в образова­тельном учреждении?

Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспи­танников, педагогов. Применение методов физического и психи­ческого насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.

 

Что следует признавать насилием по отношению к ученику?

Физическое насилие - это применение физической силы к ученику.

Психическое насилие не имеет точного определения. Формами психического насилия являются:

  • угрозы в адрес обучающегося;
  • преднамеренная изоляция обучающегося;
  • предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;
  • оскорбление и унижение достоинства;
  • систематическая необоснованная критика ребенка, вы­водящая его из душевного равновесия;
  •  постоянная негативная характеристика обучающегося;
  • демонстративное негативное отношение к обучающемуся.

     

Представим себе, что работник школы или другого образователь­ного учреждения ущемляет права ребенка. Учащиеся написали на него жалобу администрации. Могут ли учащиеся участвовать в про­верке, которая проводится по этой жалобе?

Ученики (кроме тех, кто учится в начальной школе) вправе хо­датайствовать о проведении дисциплинарного расследования в отношении этого работника с участием выборных представителей учащихся. Но речь идет не о праве делегировать своего представите­ля для проведения дисциплинарного расследования - ходатайство может быть удовлетворено, но может быть и отклонено. Если уче­ники с решением администрации не согласны, они вправе обра­титься за помощью в уполномоченные органы государственной власти, то есть в органы управления образованием, или к специа­листам по охране прав детей.

 

Имеют ли право ученики проводить в школе собрания и митинги, если считают, что их права нарушены?

Да, имеют, но только во внеучебное время. При этом адми­нистрация учебного учреждения не вправе препятствовать проведе­нию таких мероприятий, но при двух условиях: во-первых, если вы­борными представителями учеников выполнены условия проведе­ния митингов или собраний, установленные уставом школы, во-вторых, если эти мероприятия не препятствуют учебному или воспитатель­ному процессу и не нарушают российского законодательства.

 

С какого возраста дети могут создавать в школе или другом учреж­дении, где они обучаются, собственные общественные организации?

Такое право имеют все дети старше 8 лет. С этими организациями администрация школы (учебного учреждения) может заключать дого­вор о содействии в реализации прав и законных интересов ребенка.

 

Как ознакомиться с уставом или правилами внутреннего распо­рядка школы, узнать адреса и телефоны органов власти и должно­стных лиц, отвечающих за защиту прав детей?

Уставы и вся указанная информация должна быть доступна (выве­шена на стенде и т. п.) в школе и любом другом учебном учреждении.

 

Что такое семейное образование? Какие права и обязанности имеют родители при выборе этой формы образования?

Семейное образование является новой для нас формой получе­ния образования. Семейное образование - организация образова­ния в семье силами родителей, родственников, приглашенных пе­дагогов с помощью образовательного учреждения.

Родители (законные представители) имеют следующие обя­занности:

  • заключить договор с образовательным учреждением;
  • определить организационную форму семейного образования;
  • обеспечить освоение ребенком общеобразовательных программ;
  • подготовить ребенка к прохождению обязательной итоговой аттестации в 9-м и 11 -м классах.

Права родителей (законных представителей):

  • ознакомиться с приказом о зачислении ребенка в обще­образовательное учреждение;

     

ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

С социалистических времен в общественном сознании россиян застряла много лет внушаемая аксиома: «Нет прав без обязанно­стей». Если говорить о правах человека, такой подход к правам и обязанностям следует признать ложным. Иначе мы рискуем дойти до абсурдных умозаключений. Например, можно будет утверж­дать, что человека, не выполнившего обязанности налогоплатель­щика, можно подвергать пыткам. Права человека ни в коей мере не связаны с его обязанностями.

Подчеркнем, что сказанное выше не касается других прав, не являющихся правами человека. То есть это не касается прав и обя­занностей учащегося, военнослужащего, члена профсоюза и т.п. Например, грубое нарушение обязанностей учащегося в исклю­чительных случаях может повлечь за собой лишение его права учиться в данном учебном заведении (но не права на образова­ние, которое относится к правам человека).

Обязанности, как правило, связаны с ответственностью. Если обязанности не выполняются - наступает ответственность.

Перечислим некоторые (но не все) обязанности несовер­шеннолетних.

  • Каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование. Эта обязанность сохраняет силу до достиже­ния им 15 лет.
  • Несовершеннолетние мужского пола несут воинскую обя­занность в виде воинского учета и подготовки к военной службе.

В образовательных учреждениях среднего (полного) образования подготовка к военной службе осуществляется в добровольном порядке.

  • По достижении 17 лет несовершеннолетний обязан явиться по вызову военного комиссара в связи с постановкой на учет, а также сообщить о перемене места жительства, сняться с воин­ского учета и по прибытии на новое место жительства в двухне­дельный срок встать на воинский учет.
  • После достижения 18-летнего возраста лица, состоящие на воинском учете и не имеющие оснований для освобождения или отсрочки от призыва, подлежат призыву на военную службу. Если убеждениям или вероисповеданию призывника противоречит не­сение военной службы, он может заменить обязательную воен­ную службу на альтернативную гражданскую службу.
  • Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобре­тать, хранить, коллекционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное, газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства и пр.); пол­ный запрет на изготовление, хранение и ношение введен на кас­теты, бумеранги, холодное оружие с выбрасывающимся лезвием.
  • Обязанности обучающихся в образовательном процессе опре­деляются уставом и другими локальными актами образовательных учреждений.

Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную, дисциплинарную, материальную ответственность.

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко вре­мени совершения преступления 16-летнего возраста.

С 14-летнего возраста человек подлежит уголовной ответственности за совершение двадцати видов преступлений, в том числе:

  • грабеж,
  • разбой,
  • умышленное убийство,
  • изнасилование,
  • насильственные действия сексуального характера,
  • хулиганство,
  • угон автотранспортного средства,
  • захват заложников,
  • заведомо ложное сообщение об акте терроризма,
  • хищение или вымогательство оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств или психотропных веществ,
  • вандализм и др.

Дела на несовершеннолетних рассматриваются:

  • в судах - на лиц, совершивших преступление в возрасте 16 лет, а по преступлениям, за которые ответственность установлена с 14 лет, - в порядке особого производства по делам несовершеннолетних;
  • в комиссиях по делам несовершеннолетних - на лиц, со­вершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления) и в возрасте от 14 до 16 лет - общественно опасные действия (имеющие признаки преступле­ния), не предусмотренные статьей 20 Уголовного кодекса.

Административная ответственность для несовершеннолетних наступает с 16-летнего возраста к моменту совершения админис­тративного правонарушения.

К совершившим в возрасте от 16 до 18 лет такие правона­рушения, как:

  • приобретение, хранение и потребление наркотических средств и психотропных веществ,
  • жестокое обращение с животными,
  • повреждение транспортных средств общего пользования,
  • групповые передвижения с помехами для дорожного движения,
  • повреждение телефонов-автоматов,
  • распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных местах,
  • приобретение самогона и др., - применяются меры, предус­мотренные Положением о комиссиях по делам несовершен­нолетних.

К лицам, совершившим такие виды административных право­нарушений, как:

  • мелкое хулиганство,
  • нарушение правил дорожного движения,
  • нарушение порядка обращения с оружием,
  • правил пограничного режима и др., - применяются меры наказания на общих основаниях в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Существуют следующие виды административного наказания: предупреждение, штраф, изъятие предмета, который явился ору­дием или объектом нарушения, конфискация предмета, лишение права на управление транспортными средствами либо права охо­ты, исправительные работы сроком от 15 дней до 2 месяцев с удер­жанием до 20% зарплаты, административный арест на срок до 15 суток. Однако к подросткам, беременным женщинам или инвали­дам I и II групп административный арест применяться не может.

Кроме того, комиссии по делам несовершеннолетних могут применить довольно широкий перечень мер воздействия, в том числе направить в учебно-воспитательное учреждение, а в возра­сте от 14 до 18 лет - в спецпрофучилище.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут ма­териальную ответственность за причиненный ими вред. За вред, причиненный малолетними (не достигшими 14 лет), имуществен­ную ответственность несут родители или лица, их заменяющие.

За совершение противоправных действий, грубое и неоднок­ратное нарушение устава школы ученик, достигший 14 лет, может быть исключен из школы по решению органа управления школой. Органы местного самоуправления совместно с родителями исклю­ченного ученика в месячный срок принимают меры, обеспечива­ющие его трудоустройство или продолжение образования в другом образовательном учреждении. Исключение несовершеннолетнего из общеобразовательной школы возможно только с согласия район­ной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних.

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Школа занимает важнейшее место в жизни ребенка. Однако имен­но школа представляет собой основную угрозу правам ребенка. Ана­лиз результатов мониторинга правовой культуры участников обра­зовательного процесса образовательных учреждений г. Перми, про­веденного осенью 2001 года, показывает, что учащиеся не знают своих прав, им не знакомы источники, где они зафиксированы. Педагоги также не показали знаний в данной области. Вопрос, ка­ким образом они будут соблюдать права учащихся, если не знают о них, представляется риторическим.

Почему так происходит? Почему школа не дает качественных зна­ний в области прав человека? Не потому ли, что игнорирует полноту прав ребенка? Где нет прав, есть разного рода произвол. В какой мере школа, при вакууме прав, соответствует смыслу образования? Обра­зование направлено на духовное развитие личности. Как будет раз­виваться личность в школе, где игнорируются права ребенка?

Попробуем выделить основные нарушения прав ребенка в школе.

I. игнорирование прав и свобод ребенка

Проявления:

  • неприятие детства как особой субкультуры наряду со взрослой;
  • пренебрежение основополагающим понятием прав человека «достоинство человека» (многие педагоги считают, что достоин­ством обладают только взрослые);
  • представление о ребенке как о пассивном материале, из ко­торого учителю предстоит лепить «нечто» по своему усмотрению, полное игнорирование детской индивидуальности;
  • пренебрежение равенством возможностей учащихся и равным ко всем отношением (говоря словами Б. Алмазова, «выдавлены сла­бые, урезаны перспективы большинству обычных детей и осуществ­ляется поддержка ограниченного числа привилегированных»);
  • государственная типовая школа остается основным местом образования;
  • не соблюдаются гарантии на бесплатное образование (бес­платность образования лишь декларируется, на деле качественное образование требует вложения больших средств; государство эко­номит на школе, родителей используют в качестве естественных доноров; дети из малообеспеченных семей не имеют возможности получения качественного образования);
  • распространен авторитарный стиль педагогической дея­тельности (ребенок рассматривается не как равноправный парт­нер, а как объект воспитания).

2. В системе образования применяются наказания, ущемляющие человеческое достоинство

К их числу относятся:

  • физическое насилие;
  • психологическое, психическое насилие;
  • система штрафов за плохую успеваемость или неудовлетво­рительное поведение учащихся;
  • выставление отметки за поведение, которая влияет на выве­дение общей отметки по предмету;
  • отчисление из учебного заведения детей, не достигших 14 лет;
  • перевод в другой класс, на другой вид обучения без согласия законных представителей и ребенка.

Поясним некоторые понятия, характеризующие обращение с детьми, унижающие человеческое достоинство.

Насилие - любой вид жестокого обращения с детьми, на­рушающий физическое и (или) психическое здоровье ребенка, мешающий его полноценному развитию.

Выделяется два вида насилия над детьми - физическое и психи­ческое.

Физическое насилие - любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьез­ные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.

Психологическое (эмоциональное) насилие - периодическое дли­тельное или постоянное психическое воздействие родителей (опе­кунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формирова­нию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности. К этой форме насилия относится:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • оскорбление или унижение его человеческого достоинства;
  • угрозы в адрес ребенка;
  • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
  • предъявление к ребенку требований, не соответствующих воз­расту или возможностям;
  • ложь и невыполнение взрослым обещаний;
  • однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ре­бенка психическую травму.

Пренебрежение интересами ребенка - это хроническая неспособ­ность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего возраста 18 лет, в пище, одеж­де, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре. Психологическое пренебрежение - это последовательная неспо­собность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.

3. Нанесение Вреда здоровью ребенка

Проявления:

  • несоответствие расписания нормам валеологии;
  • сверхнормативное увеличение учебного плана; © проведение более двух контрольных, проверочных работ в день; © большие объемы домашних заданий;
  • у ребенка формируется страх ошибки (ребенок боится предъ­явить неправильный ответ).

4. Отсутствие возможности участий в соуправлении учебным заведением

В учебных заведениях порой нет никаких общественных детских, молодежных объединений.

Заметим, что массовые нарушения прав ребенка в образовательном учреждении происходят при отсутствии реальных механизмов защиты, прав ребенка. В школе, как правило, нет системы защиты прав участ­ников образовательного процесса, нормативная база с этой точки зрения не выдерживает никакой критики. В целом в системе образова­ния отсутствуют правозащитные методики и условия интеграции наработанных вне ее методик в систему образования.

Место права на образование в системе основных прав и свобод человека рельефно определено в сборнике «Права человека и обра­зование».

 

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

В системе прав и свобод человека и гражданина право каждого человека на образование занимает главенствующее положение. Право на образование взаимосвязано со всеми правами человека:

  • с гражданскими и политическими правами на свободу выра­жения своего мнения, мысли, совести, религии, а также полити­ческих убеждений;
  • с социальными правами человека, поскольку оно дает ему возможность принимать активное участие в жизни свободного об­щества и доступ к профессиональным и иным знаниям, необходи­мым для того, чтобы стать членом общества;

     

ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Общепризнанные права человека, закрепленные в меж­дународных и российских нормативно-правовых актах, рас­пространяются на педагогических работников, в равной мере как на любого человека. Вместе с тем в связи со спецификой профес­сиональной деятельности у педагога есть права и обязанности, а также установлена ответственность, присущая только этой кате­гории работников. Конституция Российской Федерации педаго­гическую работу относит к творческой деятельности, поэтому преподавание может совмещаться с работой на выборных должно­стях в представительных органах власти, судах, на муниципальной и государственной службе.

Педагогические работники образовательных учреждений име­ют право:

  • на педагогическую деятельность в форме индивидуальной трудовой деятельности и (или) в образовательном учреждении. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопро­вождающаяся получением доходов, рассматривается как предпри­нимательская и подлежит регистрации в соответствии с законо­дательством. К педагогической деятельности не допускаются лица, которым эта деятельность запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели суди­мость за определенные преступления (перечень медицинских про­тивопоказаний для занятия педагогической деятельностью утвер­жден постановлением Совета министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 г.; перечень преступлений, за совершение которых запрещена педагогическая деятельность, еще не утвержден);
  • создавать учебные заведения, отвечающие педагогическим нормам, установленным государством, и руководить этими учеб­ными заведениями;
  • иметь возможность при наличии необходимой квалификации переходить из образовательного учреждения одного типа на работу в другие учреждения, а также на продвижение на новую должность;
  • на бесплатное повышение и совершенствование профес­сиональных знаний;
  • на защиту профессиональной чести и достоинства;
  • на защиту от излишнего или неоправданного вмешательства родителей в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя;
  • на участие в управлении образовательным учреждением;
  • на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний учащихся;
  • на сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю;
  • создавать по своему выбору общественные организации (профсоюзы) и вступать в них на условиях подчинения уставам этих организаций;
  • на участие в забастовках;
  • на дополнительный отпуск сроком до 1 года через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы, порядок и усло­вия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом образовательного учреждения;
  • на ежемесячную денежную компенсацию для обеспечения книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, в том числе совместителям;
  • на работу по совместительству, в том числе по аналогичной должности, специальности;
  • на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;
  • на получение пенсии по выслуге лет;
  • на повышение квалификационной категории;
  • на ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 30 календарных дней с сохранением средней заработной платы для учителей, обучающихся в аспирантуре по заочной форме и успешно выполняющих индивидуальный план.

Также они имеют право на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50% получаемой заработной платы.

Должностные обязанности педагогических работников от­ражены в тарифно-квалификационных характеристиках (тре­бованиях) к работникам учреждений образования, а также под­робно регламентируются уставом образовательного учреждения и правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

Работники образовательных учреждений обязаны:

  • уважать личность ребенка, его право на выражение мнений и убеждений, поддерживать дисциплину на основе уважения че­ловеческого достоинства методами, исключающими физическое и психическое насилие по отношению к ученикам;
  • соблюдать права и свободы учащихся, обеспечивать охрану их жизни и здоровья в период образовательного процесса;
  • осуществлять обучение и воспитание с учетом специфики преподаваемого предмета, используя при этом разнообразные приемы, методы и средства обучения;
  • реализовывать образовательные программы и обеспечивать уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;
  • способствовать социализации, формированию общей куль­туры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных программ;
  • стремиться к достижению максимально высокого уровня своей профессиональной работы;
  • проявлять готовность к участию в мероприятиях с учащимися и родителями, выходящих за рамки плана образовательного уч­реждения.

Педагогические работники должны знать:

  • Конвенцию о правах ребенка, Конституцию Российской Федерации, федеральные и региональные законы и подзаконные акты по вопросам образования;
  • основы общетеоретических дисциплин в объеме, необхо­димом для решения педагогических, научно-методических, орга­низационно-управленческих задач и специальных дисциплин (пе­дагогика, психология, возрастная физиология, школьная гигие­на, методика преподавания предмета и воспитательной работы);
  • основы права, научной организации труда;
  • основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;
  • программы и учебники, средства обучения и их дидакти­ческие возможности, требования к оснащению и оборудованию кабинетов;
  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Ответственность работников образовательных учреждений.

За нарушение норм трудового распорядка, профессионального поведения педагоги и другие работники образовательных учреж­дений, связанных с процессом обучения, несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

За совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей по вине учителя, на него могут быть возложены следующие дисципли­нарные взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

Основания для прекращения трудового договора (увольнения) предусмотрены трудовым законодательством; помимо этого, ос­нованиями для увольнения педагогического работника по ини­циативе администрации являются:

  • повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения;
  • применение, в том числе однократное, методов воспита­ния, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником норм профессионального поведения и (или) устава образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы обязательно должна вручаться педагогическому работнику. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника, за ис­ключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педаго­гической деятельностью, или при необходимости защиты инте­ресов учащихся.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних педагогическим или другим работником образовательного учреждения, обязанного осуществ­лять надзор за несовершеннолетними, если это деяние соединено с жестоким обращением, установлена уголовная ответственность.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает в качестве меры уголовного наказания лишение права заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет.